К списку статей

Интервью с Тинкером Хэтфилдом



Тинкер Хетфилд(Tinker Hatfield): легенда навсегда


Для тех, кто не знает, вы получили диплом по архитектуре в университете Орегона. Насколько важна для вас эта база при создании обуви? Много ли общего между дизайном обуви и дизайном в архитектуре?
Да важно, и по сей день, думаю для меня оказалось большим преимуществом то, что я получил диплом в архитектуре, а не промышленном дизайне. Не знаю почему, но оказалось, что лучше готов к созданию обуви, чем многие из тех с кем мне пришлось соревноваться в то время. Это великолепное образование, очень сложное, как и остальные программы по дизайну. Кажется, что архитектура — наиболее полноценный курс.

А как вам помогает ваше спортивное прошлое в создании более функциональной обуви.
Хороший вопрос. Меня спрашивают об этом не часто, иногда приходится отвечать в архитектурных школах. Стандартный ответ: для меня еще одно преимущество…то, что у меня есть дизайнерская база — умение решать задачи, а не просто делать красиво, так как архитектура имеет дело не столько со стилем, сколько с решением задач — здание должно работать. Не думаю, что ситуация такая же с другими продуктами. И я могу посмотреть на проблему как спортсмен, так что если я общаюсь со спортсменом неважно баскетболистом или футболистом, я понимаю о чем они говорят и это дает мне возможностижность лучше делать свою работу.

А кто вдохновил вас на то чтобы стать дизайнером. У вас есть постоянный источник вдохновения или вы все время находитесь в поиске?
Я не думал о дизайне пока я учился в колледже. Я совершенно не задумывался над этим. Я был качком, занятым старшеклассником. Я ходил в небольшую школу, поэтому я играл в трех видах спорта и выступал в группе. Я играл на трубе и еще входил в ученический совет. Так обычно и бывает в небольших школах. Наверное, это также благотворно повлияло на меня, потому что такая занятость потом, когда ты входишь во взрослую жизнь, ты не столь сильно ограничен рамками в том, что ты делаешь. Может быть, поэтому школа для меня еще одно преимущество.

Air Jordan XX3
Где и когда началось создание этих кроссовок? Не могли бы вы рассказать о том, где начался этот процесс и что на него повлияло?
Все началось в нашей поездке с Майклом в Европу. Начальный процесс был технического плана о том, как сделать лучший в мире баскетбольный кроссовок с применением Nike Considered. По этому вопросу у нас было несколько совещаний с ребятами с «кухни инноваций» и разработчиками из бренда Jordan. Мы еще не знали, как они будут выглядеть, какие будут цвета, в каком стиле будут оформлены. Мы точно знали, что хотим сделать их экологичными. Зная это, мы с Марком Смитом отправились в путешествие по Европе с командой Джордана. Я думаю, что согласился на путешествие, помимо возможностижности продвижения, потому что это была отличная возможностижность попутешествовать с Майклом Джорданом по Европе и найти там вдохновение. Не знаю, что конкретно, но что-нибудь для вдохновения. В конечном счете мы решили, хотя я полагаю, что являюсь главным архитектором или автором конкретного дизайна, не единственным, но одним из главных, что эти кроссовки не должны быть о чем-то, как в шоу Seinfeld, или другими словами должны быть обо всем. Если вы посмотрите о чем написано это шоу, так это о всяких вещах, случающихся в жизни, и о дружбе, об отношениях, о природе. Оно не было ни о чем, оно было обо всем. Мы решили, что в мы не будем искать вдохновения в мотоциклах или автомобилях или чем-то еще. Мы не собирались делать большой истории из этого. Путешествуя по Европе и изучая прекрасную отделку и дизайн в целом, и следуя за Майклом по магазинам, смотря на вещи, которые его привлекают, мы начали складывать представление о том, каким должен стать дизайн. В конечном счете, я думаю, на нас оказали влияние прекрасные вещи, которые мы видели в Париже, Берлине и особенно в Милане — вещи высочайшего качества выделки и идеальной формы, от кожаных сумок и ботинок до фантастических сигар. Мы смотрели на все это и поняли, что Майкл живет в мире прекрасных вещей высочайшего качества. Вот что направляло нас и что действительно сыграло не последнюю роль для выдающихся баскетбольных кроссовок.

Насколько важно было представить концепцию Considered в флагманской модели и особенно в XX3?
Еще до того как взяли карандаш с бумагой или запустили компьютер, было принято решение, что применение техники производства Considered в современнейших кроссовках, поможет продвижению программы Concidered. Стратегия была проработана; это флагманская модель не только для Бренда Jordan, но и для всех попыток Nike в деле уменьшения нашего воздействия на окружающую среду.

Не могли бы вы рассказать о мелких деталях, о пятке или о вышивке?
Нам необходимо было принять решение, как нам сделать кроссовок и как он будет выглядеть. Выбора было два; первый — прострочить узор на весь верх кроссовка совместно со строчкой толстой нейлоновой нитью, которая должна была связать весь кроссовок воедино. Майк Авени (Mike Aveni), дизайнер по инновациям в области спортивной обуви, работал в этой области над несколькими продуктами, но в конечном итоге был выбран другой вариант, который заключался в разработке каркаса, который был бы пристрочен к верху, но и сам бы по себе частично обхватывал стопу. Нам показалось, что это наиболее элегантный вариант, еще до того как мы узнали каким должен быть дизайн. Мы выбрали каркас из TPU, чтобы ограничивал стопу и был промежуточной частью между подошвой и верхом, и поэтому каркас очень важен так же как структурная целостность высококлассных баскетбольных кроссовок. Мы сделали много кроссовок по технологи Considered, и тенденция такова, что в основном они сшиты, а не склеены, также и здесь, но тем кроссовкам не приходилось испытывать таких нагрузок и решать таких задач как для лучших баскетболистов. Так что нам пришлось искать оригинальное решение, чтобы связать все части воедино, чтобы быть уверенными, что кроссовки не развалятся на части, а также, чтобы обеспечить устойчивость и внешний вид. Так что TPU стал тем связующим звеном. Люди спрашивают, зачем они такие многогранные с углами, но это просто искусственные линии сгиба для того, чтобы при сжатии подошва мялась не где попало, а в определенных местах, там где мы добавили изгибы. Мы также считаем, что это самородок или драгоценность – это XX3 и это в некотороййм роде конец. Поэтому мы создавали дизайн, как будто это кристалл или обработанный камень, который можно вставить в оправу — в общем, что очень ценное. К счастью мы нашли способ покрасить и отполировать TPU, так что он совершенно чистый, что еще больше подчеркивает благородный дизайн.
Вторя очень важная вещь, по-моему — это то, что части кроссовка сшиты друг с другом с небольшим применением клея. Есть тонкий слой пены за основным вместе с внутренней отделкой, которые сложены и сшиты вместе специальной лапкой на швейной машинке. Просчитанные на компьютере стежки выглядят декоративно, но они на самом деле держат все вместе. В этом и отличие — ни в одних баскетбольных кроссовках до этого не было ничего подобного ни каркаса, ни компьютеризованной программы прострочки обуви. Причина, по котороййй в задней части есть небольшой «хвост», в том, что сзади получается шов и надо решать, как он будет выглядеть. Мы решили оставить снаружи концы двух основных панелей, сшить их и затем обрезать так, чтобы получился гребешок. Причина, по котороййй он там такова, что нам показалось это конструктивно оправданным решением — в пяточной части обычно большие нагрузки и нам приходилось закрывать шов, делая накладку сверху. Мы не хотели добавлять внешних задников, а хотели сохранить кроссовок чистым, более простым, поэтому мы вывернули этот шов и прошили его и, на самом деле, это защищает этот шов — при воздействии на пятку вы упретесь в гребешок, а не шов. Это очень интересное решение проблемы долговечности и своего рода уникальная черта. Эта деталь там не просто так, у нее есть конструктивный смысл. Я решил, что стоит разделить гребешок и сделать его более гибким. Когда ты задеваешь пяткой о поверхность или, скажем, ведешь автомобиль и пятка у тебя на полу, эта штука защитит прекрасную вышивку.
Есть еще несколько деталей. Внутренняя отделка очень хорошо продумана в плане материалов и отсутствия неудобных швов. Все очень тщательно подогнано. В конце концов вся штука нагревается и придается форма. Затем помещается в холодильник, сто придает пене внутри форму. И потом еще пред тем как отправить кроссовки в коробку они еще раз нагреваются и охлаждаются, чтобы лучше сохраняли форму. Поэтому, когда вы достаете их из коробки у них такая форма, как у вечерних туфель. Ни у одних баскетбольных кроссовок не было такой точеной формы. Кроссовок лишился массивности баскетбольной обуви. Я подозреваю, что некоторые коллекционеры кроссовок сочтут, что они выглядят странно, потому что не такие большие и массивные как остальная баскетбольная обувь и мне это нравится. Мне нравиться, что некоторые уже сказали, что их сложно принять, когда они выглядят не так, как все остальные баскетбольные кроссовки — это часть того, что мы делаем для бренда Jordan — не боимся все изменить, сделать что-то к чему люди еще не привыкли, с надеждой, что, в конце концов, люди распознают гениальность созданного. Я думаю так и будет.

Вы сформулировали 4 принципа дизайна: Наблюдай, Сохраняй, Сберегай, Имей немного дерзости (Observe, Preserve, Conserve, Have Some Nerve). Как эта идеология проявилась в дизайне обуви?
Это универсальный вариант. Ты пытаешься вдумчиво подходить к задаче, в данном случае — сберечь материалы, уменьшить выброс вредных веществ. Все очень похоже в архитектурном дизайне. А в конечном итоге все сводится к тому, чтобы не боятся быть другим — эта часть «Имей немного дерзости». Думаю с брендом Jordan и одобрением Майкла, и даже его участием в дизайне — все это помогает легче принимать все новое. У нас есть преимущество в продвижении наших продуктов — у нас есть Майкл. Мне приходится быть дерзким, но также у меня есть уверенность в том, что этот процесс поможет нам поместить продукт на рынок, который будет другим, может быть, чуть свежее.

Когда было принято решение отойти от системы амортизации IPS и применить подушку Zoom Air по всей длине стопы.
Вообще-то она присутствует, но в измененной форме. Мы применили систему Individual Podular Suspension в этих кроссовках, но было многое изменено, поскольку мы не думали отображать это внешне. Вы все еще можете заметить небольшие подушечки. Мы также уменьшили толщину подошвы спереди, чтобы приблизить баскетболиста к паркету. Мы уверены, что ощущение паркета и гибкость — это то, чего недостает в больших, тяжелых кроссовках. Все же мы смогли обеспечить тот же уровень амортизации притом, что, в общем, он стал немного тоньше. IPS позволила нам сделать это, так как толщина там где подушки приблизительно такая же как у обычного баскетбольного кроссовка, но вот остальные части низкопрофильные и подушки вдавливаются в них, когда наступаешь. Так что получается почти миллиметр выигрыша.

Так вы теперь как Феррари?
Да, из всех баскетбольных кроссовок сравнимых с Феррари, я думаю, это они. Они высокотехнологичные, высококлассные, минималистичные с очень хорошей выделкой. Недавно я катался на Феррари в Дубаи с Роже Федерером, он вел машину, а я фотографировал. Эта машина за 300 000$ снаружи выглядит сверхтехнологичной, а внутри все мельчайшие детали создают ощущение чего-то очень-очень дорогого. Я считаю, что у XX3 немного этого.

Насколько важно было разместить отпечаток пальца на языке и подошве и подпись на мыске?
Отпечаток пальца на язычке и подошве это указание на участие Майкла в процессе создания кроссовка. Добавлять такое подтверждение критически необходимо для успеха кроссовок, в том числе и этих. Эта идея возникла, когда мы с Марком Смитом встречались с Джорданом. Мы взяли чернила и попросили оставить свой отпечаток. Нам пришлось сделать его толще для подошвы. Наиболее точно передан отпечаток на язычке, но все же мы решили не делать настоящий отпечаток доступным широкой общественности и изменили его.

А то, приходишь к нему домой с кроссовками, прикладываешь к сенсору и проходишь!
Он, конечно, очень близок к настоящему — это уникальный способ подтвердить его участие в процессе. Они очень персонализированы.

У вас есть любимая расцветка?
Мне нравится эта (белый/серый/голубой). Без сомнений это моя любимая, а также эта расцветка для коллекции — она выпущена в ограниченном, небольшом количестве. Честно говоря, в плане соответствия расцветкам одежды они не очень подходят, так что хорошо, что мы решили не выпускать слишком много их. Есть другие цвета, более ожидаемые.

Автор: Ник де Паула Перевод: Дмитрий Марин
Источник:Журнал Sole Collector

Статья: Обзор кроссовок: Wade 1.3, Air Jordan XX2, Tmac 6, Chiefglider